Виртуальные лаборатории: использование, разработка, стандартизация

  • Юрий Борисович Сениченков Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ул. Политехническая, д. 21, 194021, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: компьютерные модели, виртуальные лаборатории, универсальные среды визуального моделирования, электронные образовательные ресурсы

Аннотация

В работе рассматриваются различные технологии создания виртуальных лабораторий, используемых для обучения по естественно-научным и техническим дисциплинами в школах и университетах. Особое внимание уделяется технологиям создания лабораторий с помощью сред визуального моделирования: Matlab-Simulink, LabView, OpenModelica, MapleSim, System Developer, AnyDynamics, SimInTech. Предлагается начать обсуждение проекта «Публичные виртуальные библиотеки» на страницах журнала «Компьютерные инструменты в образовании»

Биография автора

Юрий Борисович Сениченков, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ул. Политехническая, д. 21, 194021, Санкт-Петербург, Россия

Сениченков Юрий Борисович, доктор технических наук, профессор высшей школы «Программная инженерия» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, senyb@dcn.icc.spbstu.ru

Литература

Raghu R. Krishnashree A., Vinith K. N., Prema N. Virtual Laboratories a historical review and bibliometric analysis of the past three decades // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27, № 8. P. 11055–11087. doi: 10.1007/s10639-022-11058-9

Трухин А. В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 4 (8). С. 81–82.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева. Virtual Laboratory — виртуальная лаборатория. URL: https://kai.ru/documents/683568/1374382/V_VLab.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

Колесов Ю. Б., Сениченков Ю. Б., Инихов Д. Б. MvStudium в учебном процессе // Компьютерные инструменты в образовании. 2007. № 6. C. 32–38.

Бирюков С. В., Гуськов Д. Н. Лабораторный практикум по общей физике при дистанционном обучении — эксперимент виртуальный и реальный // Материалы Международной конференции «Информационные технологии в образовании «ИТО-2003». Ч. 2. С. 68–69.

Белов В. В., Образцов И. В., Иванов В. К., Коноплев Е. Н. Компьютерная реализация решения научно-технических и образовательных задач: учебное пособие. Тверь: ТвГТУ, 2015.

Образцов И. В., Белов В. В. Виртуальные тренажеры в практике технического образования. Тверь: ТвГТУ. URL: http://cdokp.tstu.tver.ru/site.services/download.aspx?act=1&did=89791&dbid=marcmain (дата обращения: 20.10.2022).

Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // Биотехносфера. 2010. №2 (8). С. 15–20.

Кафтрев А. Ф. Компьютерные программы по физике для средней школы // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 1. C. 42–47.

Водопьян Г. М. Компьютерная лаборатория для предметов естественно-математического цикла // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 1. C. 31–34.

ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ. ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения». URL: https: //fea.ru/article/gost-c-d (дата обращения: 20.10.2022).

Mark Asch. A toolbox for digital twins: from model-based to data-driven. SIAM, 2022.

AIAA Digital Engineering Integration Committee. DIGITAL TWIN: DEFINITION & VALUE. An AIAA and AIA Position Paper. 15 с. https://www.aiaa.org/docs/default-source/uploadedfiles/

issues-and-advocacy/policy-papers/digital-twin-institute-position-paper-(december-2020).pdf (дата обращения: 20.10.2022).

Davila Delgado, J. M., & Oyedele, L. (2021). Digital Twins for the built environment: learning from conceptual and process models in manufacturing. Advanced Engineering Informatics, 49, 101332. doi:10.1016/j.aei.2021.101332

Зуйкова А. Что такое цифровые двойники и где их используют? 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6107e5339a79478125166eeb (дата обращения: 20.10.2022).

Ashtarout Ammar, Hala Nassereddine, Nadine AbdulBaky , Anwar AbouKansour, Juliano Tannoury, Harald Urban and Christian Schranz. Digital twins in the construction industry: a perspective of practitioners and building authority. Frontiers in Built Environment. June 2022, volume 8, article 834672. Frontiers in Built Environment

Крейдлин Е. Ю. Система управления DeltaV – от управления процессами к обучению операторов // Автоматизация в промышленности. 2016. № 3. С. 13–16.

Костылев В. В. Компьютерные тренажеры в обучении персонала на нефтегазовом производстве // Вестник науки. 2020. № 5 (26) С. 234–236.

Дудырев Ф .Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические особенности // Вопросы образования/Educational Studies. Moscow. 2020. №3б C. 255–276.

Бутиков Е. И. Движение космических тел в компьютерных моделях. I. Задача Кеплера // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 3-4. C. 20–44.

Опубликован
2022-11-24
Как цитировать
Сениченков, Ю. Б. (2022). Виртуальные лаборатории: использование, разработка, стандартизация. Компьютерные инструменты в образовании, (3), 108-132. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2022-3-108-132
Выпуск
Раздел
Компьютер в учебном процессе