http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/issue/feed Компьютерные инструменты в образовании 2021-02-20T21:37:19+00:00 Поздняков С.Н. / Sergei N. Pozdniakov info@kio.spb.ru Open Journal Systems <p>Жуpнал <strong>"Компьютеpные инстpументы в обpазовании"</strong> выходит с января <strong>1998</strong> года.&nbsp; Научное направление периодического издания: интеллектуальные информационные системы , математическое моделирование, информатика и информационные технологии в науке и образовании.&nbsp; Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальности:&nbsp;<br>05.13.00 (информатика, вычислительная техника и управление). <br>Выходит в печатной и электронной версиях.</p> http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1672 ДАННЫЕ ВЫПУСКА 2021-01-15T23:48:09+00:00 Сергей Николаевич Поздняков posova@yandex.ru <p>-</p> 2020-09-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1663 Компьютер как новая реальность математики. II. Проблема Варинга 2021-02-14T21:26:14+00:00 Николай Александрович Вавилов nikolai-vavilov@yandex.ru <p>В этой части я обсуждаю роль компьютера в современных исследованиях по аддитивной теории чисел, в первую очередь по классической проблеме Варинга. В своей исходной формулировке XVIII века эта проблема состоит в нахождении для каждого натурального k минимального s=g(k) такого, что все натуральные числа n могут быть представлены как суммы k-х степеней неотрицательных целых исел n=x_1^k+ldots+x_s^k в количестве s штук. В XIX веке был поставлен вопрос о поиске минимального s=G(k) такого, что почти все n могут быть представлены в таком виде. В XX веке эта проблема была далее уточнена до вопроса нахождения G(k) и точного списка исключений. Однако даже решение проблемы Варинга в исходной формулировке было [почти] завершено только в 1984 году при самом непосредственном использовании компьютеров. В настоящей статье задокументирована история этой классической задачи и ее решения, а также обсуждаются возможности использования этого материала в образовании и дальнейшие связанные с этим вопросы.</p> 2021-01-29T20:16:46+00:00 Copyright (c) http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1664 Вероятностные цепочки с полиномиальным ростом как модель распределения ресурсов 2021-01-16T16:50:08+00:00 Наталья Владиславовна Логинова natalia.loginowa@gmail.com <p>В статье рассмотрен метод математического моделирования для построения прогноза изменения социально-экономических данных, основанный на использовании дискретных вероятностных цепочек. Исходные данные о распределении некоторого ресурса между несколькими участниками представлены в виде вероятностного вектора, а изменение этого распределения с течением времени описывается с помощью дискретной динамической системы, задаваемой определенной функцией. Достаточно хорошо изучены цепочки с линейным и логарифмически-линейным ростом. В данной работе мы рассматриваем вероятностные цепочки, в которых правая часть задана полиномами определенного вида. Алгоритм построения цепочек применен для исследования динамики распределения национального дохода Канады, Великобритании, США. Проведена оценка точности полученных результатов с помощью коэффициента корреляции, а также проведена оценка построенных дискретных динамических систем с помощью энтропии Шеннона.</p> 2020-09-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1658 Оценка потенциала научной деятельности на основе наукометрических показателей 2021-02-20T21:30:55+00:00 Галина Леонидовна Маркина markina@itmo.ru Михаил Дмитриевич Шлей mikhail.shlei@itmo.ru Ольга Валерьевна Кузнецова ovkuznetcova@itmo.ru Сергей Константинович Стафеев stafeevs@yahoo.com Татьяна Анатольевна Маркина markina_t@itmo.ru <p>Настоящая статья посвящена вопросам оценки научной деятельности коллективов исполнителей при подаче заявок в научные фонды. Цель исследования заключается в разработке новых подходов в применении наукометрических показателей для получения оценки научного потенциала коллективов университета при подаче заявок на конкурсы в научные фонды. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает науку как социальный институт в неразрывной связи с обществом в целом), метасистемный подход (рассматривает результаты научной деятельности как метасистему, то есть систему с относительно независимыми компонентами), вероятностно-статистический подход (рассматривает исследовательскую деятельность как вероятностный процесс), квалиметрический подход (рассматривает продуктивность научной деятельности как латентную переменную, отражаемую множеством критериев). Как результат авторами предложены: информационная модель взаимосвязи требований, предъявляемых к научному проекту со стороны заказчика, и уровня соответствия научного потенциала коллектива исполнителей и методика оценки научного потенциала коллектива исполнителей при подаче заявки на конкурс. Информационная модель лежит в основе разработанной информационной системы поддержки проектной деятельности Университета ИТМО, служащей для улучшения процесса и повышения эффективности подготовки проектов заявок, подаваемых от университета. Предложенная методика реализована с применением наукометрических показателей, посредством программных алгоритмов для автоматизированной оценки научного потенциала. В ходе экспериментального исследования авторами было показано, что предложенные подходы коррелируют с результативностью участия в конкурсах. Предложенные решения успешно интегрированы в систему управления Университета ИТМО.</p> 2021-02-18T22:20:24+00:00 Copyright (c) http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1662 Опыт, который нельзя потерять: дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19 2021-02-20T21:37:19+00:00 Людмила Федоровна Вьюненко l.vyunenko@spbu.ru Людмила Викторовна Гадасина l.gadasina@spbu.ru Ирина Евгеньевна Егорова i.egorova@spbu.ru Александр Васильевич Юрков a_yurkov@yahoo.com <p>Обсуждается ряд проблем, проявившихся при вынужденном внезапном переходе образовательных учреждений в условиях пандемии COVID-19 к использованию исключительно дистанционных технологий обучения, и специфика этих проблем для направлений высшего образования, связанных с применением информационных технологий. Особенностью этих направлений является подготовленность преподавателей и студентов к использованию современных информационных технологий, а также высокая мотивированность студентов. В условиях форс-мажора, когда необходимый этап проектирования дистанционного обучения и наполнения его содержанием был вынужденно пропущен, возникли как общие, так и специфические проблемы организации учебного процесса. В статье анализируются результаты проведенных авторами опросов преподавателей и студентов, позволившие сформировать перечень этих проблем и выявить их экономические и организационные причины.</p> 2020-09-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1660 К вопросу о статистических исследованиях в школьном курсе математики 2021-01-16T16:50:57+00:00 Софья Борисовна Энтина vkjatm@gmail.com Марк Эльявич Юдовин markyud@gmail.com <p>Элементы теории вероятностей и статистики были включены в школьный курс математики общеобразовательной школы сравнительно недавно. В настоящий момент все еще нет устоявшихся учебников и четких представлений, что и в каком объеме должно входить в этот раздел. В результате изложение курса оказывается незаконченным, не доведенным до логического конца. В работе рассматриваются возможные добавления к предлагаемому в учебных пособиях курсу математической<br>статистики, которые позволят школьникам получить определенное представление об использовании полученных знаний. Приводятся примеры заданий, в которых методы математической статистики применяются к изучению законов распределения случайных величин, а также при решении некоторых геометрических задач и задач на экстремум.</p> 2020-09-30T00:00:00+00:00 Copyright (c)