Техническое мышление и его роль в интеллектуальном развитии школьника

  • Сергей Николаевич Поздняков Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), ул. Профессора Попова, 5, корп. 3, 197022, Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0002-1899-9145
Ключевые слова: техническое мышление, программирование, математика, компьютерные инструменты, технологическое образование.

Аннотация

В статье анализируются особенности проявления и формирования технического мышления у современных школьников. Рассмотрены попарные взаимодействия различных компонент технического мышления, которое рассматривается как трехкомпонентное понятийно-образно-практическое мышление. Показаны роли программирования, математики и взаимодействия с компьютерными инструментами в формировании связей между компонентами. Статья написана по материалам выступления на семинаре для учителей информатики «Формирование технологической культуры в школе как основы развития инженерного творчества» в рамках 12-ой Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы». 

Биография автора

Сергей Николаевич Поздняков, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), ул. Профессора Попова, 5, корп. 3, 197022, Санкт-Петербург, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры алгоритмической математики СПбГЭТУ «ЛЭТИ», pozdnkov@gmail.com

Литература

P. L. Kapitsa, “O roli nauki v Otechestvennoi voine” [On the role of science in the Patriotic War], Nauka i zhizn’, no. 5, pp. 35–39, 1985 (in Russian).

S. Papert, Mindstorms: Children, Computers, and Powerful Ideas, Moscow: Pedagogika, 1989 (in Russian).

J. Dieudonne,ˊ Linear algebra and geometry, Moscow: Nauka, 1972 (in Russian).

Cabrilog, “Discover digital resources & software tools from Cabrilog,” in cabri.com, 2023. [Online]. Available: https://cabri.com/en/

A. D. Alexandrov, “About geometry at school” Mathematics in school, no. 3, pp. 56–62, 1980 (in Russian).

A. N. Leont’ev, Activity, Consciousness, and Personality, vol. 2, Moscow: Pedagogika, 1983 (in Russian).

L. S. Vygotskii, Human Development Psychology, Moscow: Smysl, Eksmo, 2005 (in Russian).

M. Minsky, The Society of Mind, NY: Simon & Schuster, 1986.

S. Papert, “An Exploration in the Space of Mathematics Educations,” International Journal of Computers for Mathematical Learning, vol. 1, no. 1, pp. 95–123, 1996; doi:10.1007/BF00191473

I. S. Yakimanskaya, Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol’nikov [The development of spatial thinking of schoolchildren], Moscow: Pedagogika, 1980 (in Russian).

B. F. Lomov, “Formirovanie graficheskikh znanii i navykov u uchashchikhsya” [Formation of graphic knowledge and skills in students], in Problemy vospriyatiya prostranstva i prostranstvennykh predstavlenii [Problems of perception of space and spatial representations], Moscow: Izd. APN RSFSR, 1959 (in Russian).

US Auto Industry, “Around The Corner — How Differential Steering Works (1937)”, in www.youtube.com, 2010. [Online]. Available: https://youtu.be/yYAw79386WI

Опубликован
2023-06-28
Как цитировать
Поздняков, С. Н. (2023). Техническое мышление и его роль в интеллектуальном развитии школьника. Компьютерные инструменты в образовании, (2), 89-98. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2023-2-89-98
Выпуск
Раздел
Подготовка специалистов: программы обучения