Опыт, который нельзя потерять: дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19
Аннотация
Обсуждается ряд проблем, проявившихся при вынужденном внезапном переходе образовательных учреждений в условиях пандемии COVID-19 к использованию исключительно дистанционных технологий обучения, и специфика этих проблем для направлений высшего образования, связанных с применением информационных технологий. Особенностью этих направлений является подготовленность преподавателей и студентов к использованию современных информационных технологий, а также высокая мотивированность студентов. В условиях форс-мажора, когда необходимый этап проектирования дистанционного обучения и наполнения его содержанием был вынужденно пропущен, возникли как общие, так и специфические проблемы организации учебного процесса. В статье анализируются результаты проведенных авторами опросов преподавателей и студентов, позволившие сформировать перечень этих проблем и выявить их экономические и организационные причины.
Литература
V. V. Verzhbickij, V. G. Kinelev, V. S. Mes’kov, V. I. Ovsyannikov, and S. A. Shchennikov. Koncepciya sozdaniya i razvitiya edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii [The concept of creating and developing a unified system of distance education in Russia], Moskow:Goskomvuz, 215 p., 1995 (in Russian).
A. V. Yurkov. Vvedenie v distancionnoe obrazovanie: ucheb. posobie [Introduction to distance education. Tutorial], SPb.: OCEiM, 35 p., 2005 (in Russian).
L. V. Gadasina, L. F. Vyunenko, I. E. Egorova, and A. V. Yurkov. Gotovy li VUZy k polnocennomu ispol’zovaniyu sredstv distancionnogo obucheniya v usloviyah fors–mazhora? [Are universities ready to the valuable applying of distance teaching technology in force majeure?] In Prepodavanie informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii: materialy Vosemnadcatoj otkrytoj Vseross. konf. / Otv. red. Al’minderov A.V., Moscow, Russia, 2020, pp. 86–87 (in Russian).
S. V. Gorbatov, A. V. Dobud’ko, T. V. Dobud’ko, and O. I. Pugach, Organizacionno–tekhnologicheskie aspekty formirovaniya i razvitiya informacionno–obrazovatel’noj sredy sovremennogo VUZa [Organizational and technological aspects of the formation and development of a modern university information and educational environment], Baltic Humanitarian Journal, vol. 6, no. 4 (21), pp. 309–312, 2017 (in Russian).
M. Simonson, S. M. Zvacek, and S. Smaldino, Teaching and Learning at a Distance: Foundations of Distance Education 7th Edition. IAP, 361 p., 2019.
G. Rumble, The planning and management of distance education. Routledge, 262 p., 2019.
D. Keegan, Foundations of distance education (3rd ed.). London: Routledge, 224 p., 1996.
S. V. Bobryshov, L V. Sumenko, and O. A. Taran, Vozmozhnosti, riski i zadachi distancionnogo obrazovaniya v cifrovuyu epohu v obespechenii realizacii social’no–pedagogicheskih funkcij [Opportunities, risks and challenges of distance education in the digital age in ensuring the implementation of socio–pedagogical functions], In Luchshie praktiki «Vyzov cifroj» : materialy Vseros. nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiem / redkol.: R.I. Kirillova [i dr.], CHeboksary: ID «Sreda», 2020, pp. 13–19 (in Russian).
S. B. Eom and N. Ashill, “The determinants of students’ perceived learning outcomes and satisfaction in university online education: An update”, Decision Sciences Journal of Innovative Education, vol. 14, no. 2, pp. 185–215, 2016.
A. G. Gancheva, “Obuchenie po vreme na pandemiya — poziciyata na prepodavatelite (na primera na Plovdivski Universitet ’Paisij Hilendarski’)” [Education During A Global Pandemic – The Position Of The University Lectures (On The Example Of University Of Plovdiv Paisii Hilendarski)], Humanitarian Balkan Research, vol. 4, no. 2 (8), pp. 36–39, 2020 (in Bulgarian).
A. A. Lukyanovskij, G. A. Lucenko, and I. A. Shabalin Otnoshenie molodezhi k karantinnym meram vo vremya pandemii COVID–19 [The attitude of young people to quarantine measures during the COVID–19 pandemic], In Istoriya, politologiya, sociologiya, filosofiya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: sb. st. po mater. XXXII–XXXIII mezhdunar. nauch.–prakt. konf., Novosibirsk: SibAK, 2020, no. 5–6 (24), pp. 40–51 (in Russian).
Yu. E. Pletneva and G. N. Ochirova, Vliyanie pandemii COVID–19 na polozhenie inostrannyh studentov v Rossii [The impact of the COVID–19 pandemic on the status of foreign students in Russia] Scientific review. Series 1. Economics and law, no. 3, pp. 147–155, 2020 (in Russian); doi: 10.26653/2076–4650–2020–3–13.
M. L. Gruzdeva and N. I. Tukenova, Analiz sovremennogo sostoyaniya issledovanij i razrabotok v oblasti postroeniya informacionno–obrazovatel’nyh sred vysshih uchebnyh zavedenij [Analysis of the current state of research and development in the construction of information and educational environments of higher educational institutions], Vestnik of Minin University, vol. 7, no. 2 (27), pp. 1–14, 2019 (in Russian); doi: 10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1.
E. O. Gretinskaya, T’yutorstvo v Rossii kak novaya model’ obrazovaniya: stanovlenie i razvitie [Tutority in Russia as a new model of education: formation and development], Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya, no. 4 (34), pp. 134–138, 2015 (in Russian).
T. M. Kovaleva, E. A. Suhanova, and N. S. Gulius, Perekhod k t’yutorskoj modeli sovremennogo universiteta: predposylki, precedenty, zadachi upravleniya [The transition to modern university tutor model: prerequisites, precedents and management tasks], University Management: Practice and Analysis, vol. 21, no. 6 (112), pp. 101–113, 2017 (in Russian); doi: 10.15826/umpa.2017.06.079.
I. A. Nagaeva and M. Sh. Sayapov, Raschet trudozatrat prepodavatelej pri ispol’zovanii distancionnyh obrazovatel’nyh tekhnologij [Calculation of teacher’s labour expenditures at use of distant educational technologies], Economy. Law. Society, no. 3, pp. 100–106, 2015 (in Russian).
O. V. Sviridenko, V. Y. Kuznetsova, Y. A. Balueva, and E. V. Comerzan, Planirovanie i uchet uchebnoj raboty professorsko–prepodavatel’skogo sostava pri realizacii obrazovatel’nyh programm s primeneniem distancionnyh obrazovatel’nyh tekhnologij [Planning and accounting of academic work of the teaching staff in the implementation of educational programs using distance learning technologies], In Informatizaciya inzhenernogo obrazovaniya. INFORINO 2018: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno–prakticheskoj konferencii, Moscow, Russia, 2018, pp. 521–524 (in Russian)
Материал публикуется под лицензией: