Создание иерархической модели надежности программного обеспечения для программных средств учебного назначения
Аннотация
В настоящее время в учебный процесс всех высших учебных заведений широко внедряются программные средства учебного назначения различного типа: от средств поддержки проведения лекций, практических и лабораторных занятий до оценки знаний студентов. Помимо программ, разрабатываемых и распространяемых (на платной или бесплатной основе) крупными компаниями, в каждом вузе широко распространена практика, когда ряд подобных программ пишется относительно небольшими коллективами собственных разработчиков, которые учитывают сложившуюся в данном вузе методику преподавания тех или иных дисциплин и в состоянии быстро откликаться на постоянно меняющиеся требования к учебному процессу.
В последнем случае перед разработчиками встает двуединая задача. С одной стороны, они должны создать необходимый продукт как можно быстрее, но, с другой стороны, он должен отвечать необходимым требованиям по качеству, в том числе по надежности.
Для оценки этого параметра применяются различные модели надежности. В частности, на ранних этапах создания программного модуля может быть использована модель Миллса. Одним из ее недостатков в рассматриваемой области является то, что для оценки достоверности результата, даваемого данной моделью, желательно знать ожидаемое начальное количество ошибок в программе.
Данное значение может быть получено с использованием простой интуитивной модели надежности программного обеспечения, которая не требует ведения сложного журнала наблюдений за ходом тестирования и не требует сложных вычислений.
В работе показывается, каким образом возможно совместить применение этих моделей в одну иерархическую модель, которая может быть эффективно использована в рассматриваемой предметной области.
Литература
D. Ryzhkova, M. Aranovskaya, I. Reikhard, and S. Vysokikh, “35 largest EdTech companies in Russia: RBC rating,” in RBC.ru, 2019 (in Russian). [Online]. Available: https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52
Natsional’naya platforma otkrytogo obrazovaniya [National Platform for Open Education] (in Russian). [Online]. Available: https://openedu.ru/https://openedu.ru/
State Atomic Energy Corporation Rosatom, “Information about the educational organization,” in Rosatom Academy (in Russian). [Online]. Available: http://rosatom-academy.ru/svedeniia-obrobrazovatelnoi-organizatsii/obrazovanie/
Microsoft Corp., “Browse Instructor-led Courses,” in Microsoft Education (in Russian). [Online]. Available: https://docs.microsoft.com/en-us/learn/certifications/courses/browse/
Hewlett Packard Ent., “HPE Education Services — Russia,” in Education HPE (in Russian). [Online].Available: https://education.hpe.com/ru/ru/training/index.html
V. P. Ogurtsov et. al., eds., “GOST Р ISO/MEK 9126-93, Otsenka programmnoi produktsii. Kharakteristiki kachestva i rukovodstva po ikh primeneniyu” [Evaluation of software products. Quality characteristics and guidelines for their application], in Metaltorg (in Russian). [Online]. Available: https://gostbank.metaltorg.ru/gost/7323/
“GOST 28806-90, Kachestvo programmnykh sredstv. Terminy i opredeleniya” [The quality of software. Terms and Definitions], in Metaltorg (in Russian). [Online]. Available: https://gostbank.metaltorg.ru/gost/7316/
Yu. P. Galustian et. al., eds., “GOST 28195-89, Otsenka kachestva programmnykh sredstv. Obshchie polozheniya” [Assessment of the quality of software. General Provisions], in Tehexpert (in Russian). [Online]. Available: http://docs.cntd.ru/document/1200009135
V. V. Lipaev, Analiz i sokrashchenie riskov proektov slozhnykh programmnykh sredstv [Analysis and reduction of risks of complex software projects], Moscow: Sinteg, 2005 (in Russian).
N. Davis, W. Humphrey, S. Redwine, G. Zibulski, and G. Mcgraw, “Processes for Producing Secure Software,” Open Systems. DBMS, no. 8, pp. 49–58, 2004 (in Russian).
User Info.Smail, “The 7 most convenient online learning platforms,” in Yandex.Dzen (in Russian). [Online]. Available: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb4718903be7000b456ae54/7-samyh-udobnyh?platform-dlia-onlainobucheniia-5cd108d800fcb600afbec599
V. A. Kir’yanchikov and E. A. Opaleva, “Kachestvo i nadezhnost’ programmnogo obespecheniya” [Software quality and reliability], in StudFiles, 2002 (in Russian). [Online]. Available: https://studfile.net/preview/913486/page:23
V. V. Gurov, “The probability estimation of the electronic lesson implementation taking into account software reliability,” in AIP Conference Proc., vol. 1797, no. 1, 2017, p. 030005; doi: 10.1063/1.4972444
V. V. Gurov, D. V. Gurov, P. V. Kuznetsova, and D. M. Mikhailov, Interaktivnaya sistema testirovaniya na osnove komp’yuternykh tekhnologii ISTOK. [Soft]. [Certificate of official registration of the computer program No. 200613218. Registered in the register of computer programs 13.09.2006].
V. V. Gurov, D. V. Gurov, P. V. Kuznetsova, and D. M. Mikhailov, Package “Physics-MEPHI” of computer training programs for the course “General Physics”. [Soft]. [Certificate of official registration of the computer program No. 2006613219. Registered in the register of computer programs 13.09.2006].
V. V. Gurov, D. V. Gurov, A. V. Krivodaev, and N. V. Matyushenkov, Package of computer training programs for the course “Organization of Computer”. [Soft]. [Certificate of official registration of the computer program No. 2007611495. Registered in the register of computer programs 10.04.2007].
V. V. Gurov, E. V. Vologdin, P. V. Kuznetsova, and D. M. Mikhailov, Package of computer training programs for the course “Information protection in computer systems and networks”. [Soft]. [Certificate of official registration of the computer program No. 2007611496. Registered in the register of computer programs 10.04.2007].
V. V. Gurov, “Issledovanie sistemy testirovaniya na osnove usovershenstvovannoi modeli chastichnogo otsenivaniya” [Investigating a Testing System Based on an Improved Partial Grading Model], Sovremennye tekhnologii i zadachi upravleniya, avtomatiki i obrabotki informatsii: Trudy XVI Mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo seminara, Tula State University, Tula, Russia, 2007, pp. 254–255 (in Russian).
V. V. Gurov and D. V. Gurov, “Ispol’zovanie elektronnykh obrazovatel’nykh resursov v uchebnom protsesse tekhnicheskogo vuza” [The use of electronic educational resources in the educational process of a technical university], in Sbornik nauchnykh statei. Trudy Vserossiiskoi nauchnoprakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem ’Informatsionnye tekhnologii v obespechenii novogo kachestva vysshego obrazovaniya’. Book 3, Moscow: Issledovatel’skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010, pp. 53–58 (in Russian). [Online]. Available: https://bookre.org/reader?file=803395
X. Li, M. Xie, and S. H. Ng, “Sensitivity analysis of release time of software reliability models incorporating testing effort with multiple change-points,” Applied Mathematical Modelling, vol. 34, no. 11, pp. 3560–3570, 2010; doi: 10.1016/j.apm.2010.03.006
V. V. Gurov, “Otsenka nadezhnosti programmnogo obespecheniya na rannikh etapakh zhiznennogo tsikla” [Assessment of software reliability in the early stages of the life cycle], Vestnik natsional’nogo issledovatel’skogo yadernogo universiteta “MIFI”, vol. 1, no. 2, pp. 245–250, 2012 (in Russian).
G. J. Myers, Software reliability, Мoscow: Mir, 1980 (in Russian).
User WatsOne, “Estimation of the number of errors in the program. Mills model,” in Habr (in Russian). [Online]. Available: https://habr.com/ru/post/122912/
V. V. Gurov, “Prakticheskie osobennosti ispol’zovaniya modelei nadezhnosti programmnogo obespecheniya” [Practical features of using software reliability models], Vestnik natsional’nogo issledovatel’skogo yadernogo universiteta “MIFI”, vol. 6, no. 5, pp. 458–465, 2017 (in Russian); doi: 10.1134/S2304487X17050030
User WatsOne, “Estimation of the number of errors in the program. Pair estimate,” in Habr (in Russian). [Online]. Available: https://habr.com/ru/post/123473/https://habr.com/ru/post/123473/
Материал публикуется под лицензией: