Технологии МООС как база для решения актуальной задачи перехода к массовому индивидуализированному физическому образованию: проблемы и их апробированные решения

  • Александр Сергеевич Чирцов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия 2Санкт-Петербурский Государственный Электротехнический Университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), ул. Профессора Попова, д. 5, корп. 3, 197376, Санкт-Петербург, Россия
  • Дмитрий Юрьевич Никольский Университет Аляски, 1731 Саут Шандлар Драйв Фэрбенкс, AK 99775, Фэрбенкс, США
  • Светлана Александровна Курашова Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Кронверский пр., 49, 197101, Россия, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: высшее образование, фундаментальное образование, онлайн-обучение, дистанционное обучение, MOOC-технологии, новые подходы, апробация, интерактивные обучающие тесты, ядро знаний.

Аннотация

Различные аспекты использования технологии MOOC в современном очном и заочном обучении рассматриваются на основе накопленного опыта создания, публикации и поддержки пяти онлайн-курсов по физике для учащихся разных возрастных и целевых групп. Анализируются актуальные варианты развития системы онлайн-обучения по курсам физики и математики. Предложены конкретные способы решения проблем, вызванных различиями в интернет-образовании и фундаментальном образовании. На основе проведенного анализа обсуждаются новые подходы к MOOC-обучению  как основе для решения проблемы организации массового индивидуального образования. В качестве возможных путей комплексных решений сформулированных актуальных проблем предлагаются следующие шаги: 1) создание фундаментальных образовательных ресурсов по базовым знаниям, защищенных от неквалифицированных интерпретаций, 2) новые взвешенные подходы к разработке методов автоматизации разработки электронного образовательного контента, 3) внедрение электронного учебного тестирования с имитацией диалогас обучающимся на основе автоматизированного анализа его ответов и адаптации электронной системы к уровню отдельных пользователей. Предлагаются конкретные версии программных решений, осуществляющих эти действия, а также примеры их практическогоиспользования в учебном процессе.

Литература

L. A. Chapin, “Australian university students’ access to web-based lecture recordings and the relationship with lecture attendance and academic performance,” Australasian Journal of educational technology, vol. 34, no. 5, pp. 1–12, 2018; doi: 10.14742/ajet.2989

B. Novkovi´c Cvetkovi´c and D. Stanojevi´c, “Educational needs of teacher for introduction and application of innovative models in educational work to improve teaching,” International Journal of cognitive research in science, engineering and education, vol. 5, no. 1, pp. 49–56, 2017; doi: 10.5937/ijcree1701049N

L. Alonso-D´ıaz and R. Yuste-Tosina, “Constructing a grounded theory of e-learning assess-ment,”Journal of educational computing research, vol. 53, no. 3, pp. 315–344, 2015; doi: 10.1177/0735633115597868

E. A. Makarova and E. L. Makarova, “Blending pedagogy and digitaltechnology to transform educational environment,” International Journal of cognitive research in science, engineering and education, vol. 6, no. 2, pp. 57-66, 2018; doi: 10.5937/ijcree180257M

A. S. Chirtsov, “Kinematics,” in Lektorium, [Online], Available:https://www.youtube.com/playlist?list=PL-_cKNuVAYAXdifh3xW5BKyqxa_aZDlDo

A. S. Chirtsov, “Classical dynamics,” in Lektorium, [Online], Available: https://www.lektorium.tv/mooc2/29825?utm_source=ok&utm_medium=feed&utm_campaign=239_dynamics

A. S. Chirtsov, “Celestial mechanics,” in Lektorium, [Online], Available: https://www.youtube.com/playlist?list=PL-_cKNuVAYAXtLZdii7_o439TMIRhDtQb

A. S. Chirtsov, “Physical optics,” in ITMO University, [Online], Available: https://open.ifmo.ru/courses/course-v1:ITMO+x1012.00+spring_2016/about

A. S. Chirtsov, “Multi-level interactive course of physics,” in Youtube, [Online], Available: https://www.youtube.com/channel/UC8KoVY1Rk1ygj5bRCJDLL_g/playlists?view_as=subscriber&

sort=dd&shelf_id=10&view=50

B. V. Bondarev, N. P. Kalashnikov, and G. G. Spirin, General physics course, Moscow: Vysshaya Shkola, 2003 (in Russian).

S. I. Kuznetsov, Physics course with problem solving examples, 3nd ed., Tomsk, Russia: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2013 (in Russian).

A. S. Chirtsov, “A series of electronic collections of multimedia materials on the course of general physics: new approaches to creating electronic constructors of virtual physical models with simple remote access,” Computer Tools in Education, no. 6, pp. 42–56, 2010 (in Russian).

A. S. Chirtsov , D. Yu. Nikolsky, V. A. Brilliantov, and I. V. Vankovich, “Use of physical object-oriented modeling for the development of individualized training and the organization of mini-studies in mechanics courses,” Scienti1c and technical herald of information technologies, mechanics and optics, vol. 17, no. 2, pp. 201–214, 2017; doi: 10.17586/2226-1494-2017-17-2-201-214

Опубликован
2019-03-28
Как цитировать
Чирцов, А. С., Никольский, Д. Ю., & Курашова, С. А. (2019). Технологии МООС как база для решения актуальной задачи перехода к массовому индивидуализированному физическому образованию: проблемы и их апробированные решения. Компьютерные инструменты в образовании, (1), 68-78. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2019-1-68-78
Выпуск
Раздел
Компьютер в учебном процессе