Принципы формирования олимпиадной команды по программированию

  • Светлана Юрьевна Корабельщикова Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
  • Елена Алексеевна Толкачева Санкт-Петербурский Государственный Электротехнический Университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербрг, Россия
  • Кирилл Павлович Бутин Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
Ключевые слова: олимпиада по программированию, командная олимпиада, виды мышления, система тренировок, компетенции высшего профессионального образования, задача о рюкзаке

Аннотация

Рассмотрен вопрос организации команды и тренировочного процесса для участия в олимпиадах по командному программированию. Разработаны принципы формирования состава сборной, роли каждого из участников команды, исходя из психологических особенностей мышления и уровня сформированности компетенций. Выбрана классификация видов мышления на основе стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур мышления. Нередко в олимпиадах по программированию встречаются задачи, которые можно свести к задаче о рюкзаке. Приведена система тренировочных заданий, сводящихся к задаче о рюкзаке. Задания расположены по нарастанию сложности. Сначала рассматривается задача о неограниченном рюкзаке и различные алгоритмы её решения. Для частного случая данной задачи, когда стоимость предмета равна весу предмета, представлены алгоритм и различные его реализации. Разработанная система тренировок и принципы формирования команды позволили достигнуть высоких результатов, в частности пройти внутренние отборочные этапы и достойно выступить в чемпионате мира по командному программированию, что подтверждает эффективность предложенных методов.

Биографии авторов

Светлана Юрьевна Корабельщикова, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия

Корабельщикова Светлана Юрьевна, доцент кафедры информатики и информационной безопасности САФУ им. М. В. Ломоносова, s.korabelsschikova@narfu.ru

Елена Алексеевна Толкачева, Санкт-Петербурский Государственный Электротехнический Университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербрг, Россия

Толкачева Елена Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент, эаместитель заведующего кафедрой Алгоритмической математики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина); 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5, корп. 3, кафедра алгоритмической математики, eatolkacheva@etu.ru

Кирилл Павлович Бутин, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия

Бутин Кирилл Павлович, ассистент кафедры информатики и информационной безопасности САФУ им. М. В. Ломоносова, k.butin@narfu.ru

Литература

1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств
нервной системы: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта.
Казань: Издательство Казанского университета, 1969.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
3. Толкачева Е. А., Казакевич В. Г. Классификация задач на основе методов познания // Труды
II Междунар. научно-практической конф., посвященной 125-летию П. А. Ларичева «Задачи в
обучении математике, физике, информатике: теория, опыт, инновации». Вологда: ИП Киселев А. В., 2017. С. 151–155.
4. Martelo, S., Toth, P. Knapsack problems. NY: Wiley, 1990. 306 с.
5. Куча камней. URL: http://acm.timus.ru/problem.aspx?space=1&num=1005 (дата обращения
14.06.18).
6. Квадратная страна. URL: http://acm.timus.ru/problem.aspx?space=1&num=1073 (дата обращения
14.06.18).
7. Джентельмены. URL: http://acm.timus.ru/problem.aspx?space=1&num=1244 (дата обращения
14.06.18).
8. Чесноков А. И. Об алгоритме решения задачи о рюкзаке на основе лунной двоичной арифметики // Материалы 5-й научно-практической internet-конференции «Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики», Ульяновск, SIMJET,
2015. C. 52–56.
9. Корабельщикова С. Ю., Чесноков А. И. О числе различных циклических кодов заданной длины // Вектор науки ТГУ. 2013. № 4(26). C. 25–26.
10. Зяблицева Л. В., Корабельщикова С. Ю., Чесноков А. И. Линейные коды, исправляющие ошибки, и алгоритмы их подсчёта // Эвристические алгоритмы и распределённые вычисления, Т. 1,
вып. 3, 2014. C. 47–59.
Опубликован
2019-05-04
Как цитировать
Корабельщикова, С. Ю., Толкачева, Е. А., & Бутин, К. П. (2019). Принципы формирования олимпиадной команды по программированию. Компьютерные инструменты в образовании, (6), 47-55. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2018-6-47-55
Выпуск
Раздел
Компьютер в учебном процессе