Метод построения индивидуального образовательного маршрута при прохождении заданий на тренировку профессиональных умений по составлению SQL-запросов
Аннотация
В статье обосновывается значимость формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как фактора, влияющего на результативность обучения и способность специалиста развивать умения в профессиональной деятельности.
Обоснована целесообразность применения компьютерных тренажеров при практико-ориентированном обучении, в частности при обучении технологиям баз данных, так как существующие открытые образовательные онлайн-курсы не всегда обеспечивают полноценные условия для формирования устойчивых практических умений решения типовых профессиональных задач.
В работе предложен метод построения индивидуального образовательного маршрута при прохождении заданий на тренировку профессиональных умений по составлению SQL-запросов, в рамках которого описаны модели задания и обучающегося. На основе предложенных моделей модифицирован алгоритм A* и описаны условия его применения для построения оптимального индивидуального образовательного маршрута.
На основе результатов теоретического исследования реализован компьютерный тренажер для тренировки профессиональных умений написания SQL-запросов с применением метода построения индивидуальных образовательных маршрутов обучения при прохождении заданий на тренировку профессиональных умений написания SQL-запросов и средств геймификации и игровых технологий.
Проведено опробование результатов. На основании анализа результатов сделан вывод о целесообразности использования предложенного метода и алгоритмов, реализованных в компьютерном тренажере.
Литература
автоматизации. 2011. № 4. С. 42–46.
2. Бураков П. В., Петров В. Ю. Введение в системы баз данных. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ
ИТМО, 2010. 129 с.
3. Золотухин С. А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия.
2015. № 4 (56). C. 97–102.
4. Бачин Д. А. Индивидуальный подход в обучении и управлении персоналом // Экономика и
предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 553–555.
5. Лавренова П. О. Внутрифирменное обучение персонала на промышленном предприятии: понятие, принципы, основные особенности и задачи // Санкт-Петербургский образовательный
вестник. 2017. № 9–10 (13–14). С. 25–29.
6. Матвеев И. В., Кузьменко Н. И. Формирование системы повышения квалификации на предприятии // Территория науки. 2015. № 5. C. 182–186.
7. Гринько М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку
студентов педагогических вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011.
8. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39–44.
9. Мальтекбасов М. Ж., Прокофьева М. А., Ескендиров Б. Н., Нурбосынова Г. С. Особенности применения теории графов при проектировании образовательной траектории в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1–1. С. 102–105.
10. Durand G., Belacel N., LaPlante F. Graph theory based model for learning path recommendation //
Information Sciences. 2013. № 251. P. 10–21. doi:10.1016/j.ins.2013.04.017
11. Alshalabi I.A., Hamada S., Elleithy K. Automated Adaptive Learning using Smart Shortest Path
Algorithm for Course Units // IEEE Long Island Systems, Applications and Technology LISAT2015,
Long Island, NY, May 2015. doi:10.1109/LISAT.2015.7160187
12. Muhammad A., Zhou Q., Beydoun G., Xu D., Shen, J. Learning path adaptation in online learning
systems. 2016 IEEE. 20th International Conference on Computer Supported Cooperative Work in
Design (CSCWD) (P. 421–426). United States: IEEE. doi:10.1109/CSCWD.2016.7566026
13. Tarasyev A. A., Agarkov G. A., Ospina Acosta C. A., Koksharov V. A. Fuzzy Logic and Optimization of
Educational Paths // IFAC-PapersOnLine. 2018. Vol. 51. P. 511–516. doi:10.1016/j.ifacol.2018.03.086
14. Kurilovas E., Zilinskiene I., Dagiene V., Recommending suitable learning paths according to learners’
preferences: Experimental research results // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51, Part B, P.
945–951. doi:10.1016/j.chb.2014.10.027
15. Шепель Э. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов-экономистов в структуре индивидуальной траектории профессионального обучения. Москва, 2013. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
16. Усманова Ф. К. Проблемы индивидуализации обучения студентов в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар.
науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 12(47).
17. Королева Т. А. Индивидуализация обучения как важнейший фактор повышение качества
преподавания // Научный аспект. 2015. № 4.
18. Векслер В. А., Рейдель Л. Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе //
NovaInfo.Ru. 2016. № 41-1. С. 206–211.
19. Дорот В. Л., Новиков Ф. А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. СПб.: БХВПетербург, 2001. 512 с.
20. Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования //
Биотехносфера. 2010. № 2 (8). С. 15–20.
21. Белов В. В., Образцов И. В., Иванов В. К., Коноплев Е. Н. Компьютерная реализация решения
научно-технических и образовательных задач: учебное пособие. Тверь: ТвГТУ, 2015. 102 с.
22. Фомина И. К., Тарануха С. Н. Виртуальные тренажеры при дистанционном обучении плавсостава // Интерактивная наука. 2017. № 1(11). С. 145-148. doi:10.21661/r-115106
23. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Виртуальные образовательные лаборатории: принципы и
возможности // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 62–66.
24. Матлин А. О., Фоменков С. А. Методика построения виртуальной лабораторной работы с помощью автоматизированной системы создания интерактивных тренажеров // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 12. С. 142–144.
25. Гиниятов И. Г. Разработка тренажерного оборудования для повышения безопасности технологических процессов на нефтегазовых объектах: автореф. дис. кандидата технических наук.
Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа, 2009.
26. Изотова Т. Ю. Обзор алгоритмов поиска кратчайшего пути в графе // Новые информационные
технологии в автоматизированных системах. 2016. C. 341–344.
27. Овчинников А. В., Берковский В. В. Анализ алгоритмов поиска оптимальных путей на графах //
Наука i технiка Повiтряних Сил Збройних Сил України. 2012. № 2 (8). C. 100–103.
28. Зябиров Э. В., Токарев С. П., Федосеева Л. И. Методы определения кратчайшего пути между
вершинами графа // Успехи современного естествознания. 2011. № 7. С. 113–114.
29. Lee J., Kim D. G. Adaptive Learning System Applied Bruner’ EIS Theory // IERI Procedia. № 2. P. 794–
801. doi:10.1016/j.ieri.2012.06.173
30. Lin C. F., Yeh Y. C., Hung Y. H., Chang R.I. Data mining for providing a personalized learning path
in creativity: An application of decision trees // Computers & Education. 2013. № 68. P. 199–210.
doi:10.1016/j.compedu.2013.05.009
31. Говоров А. И., Говорова М. М., Валитова Ю. О. Оценка актуальности разработки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образовании. 2018. № 2. С. 39–54.
32. Орлов А. И. Прикладная статистика. Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 656 с
Материал публикуется под лицензией: