Система компьютерной алгебры как педагогическая задача

  • Сергей Николаевич Поздняков СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: cистема компьютерной алгебры, обучение математике, связи математики и информатики, современные технологии обучения

Аннотация

В статье представлен опыт организации командной деятельности студентов по разработке компонент системы компьютерной алгебры как один из видов учебной деятельности, сопровождающий чтение курса дискретной математики и связанный с алгоритмами работы над длинными целыми числами и многочленами. Особенностью организации этой работы является целенаправленный подбор «граничного объекта», который является основой общего информационного пространства. 
В качестве граничного объекта была выбрана структура технического задания на разработку системы компьютерной алгебры, в котором фиксировались имена модулей и связи между ними, но не фиксировался ни язык, ни структура данных. Использование такого граничного объекта для организации общего информационного пространства, с одной стороны, обеспечило достаточную свободу командам студентов в принятии решений по архитектуре создаваемой системы, с другой стороны, точно определило параметры выполняемой работы, что позволило сравнивать результаты работы различных групп и оценивать качество выполненных работ и качество организации совместной деятельности в командах. 
Результаты работ и анкетирование студентов показали, что такой метод учебной работы даёт хорошие результаты по качеству выполненных проектов и высоко оценивается самими студентами, оправдывая их ожидания от обучения в техническом университете. 

Биография автора

Сергей Николаевич Поздняков, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия

Поздняков Сергей Николаевич: доктор педагогических наук, профессор кафедры ВМ-2 СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5, корп. 3, кафедра ВМ-2.

Литература

[1] “Programmirovanieimatematika”[Programming and mathematics], in habrahabr.ru, 2008,[Online]. Available:https://habrahabr.ru/post/37217/(in Russian).
[2] “Naskol'koprogrammistunuzhnoznaniematematiki v rabote [How much does a programmer need knowledge of mathematics in his work?],” in tproger.ru, 2015,[Online]. Available:https://tproger.ru/experts/2/(in Russian).
[3] “Naskol'koprogrammistunuzhnoznat' matematiku? Chtodumayut v Yandekse[How much does a programmer need to know math? Thinking in Yandex],” in habrahabr.ru, 2014,[Online]. Available:https://habrahabr.ru/company/yandex/blog/239339/ (in Russian).
[4] L.V.Gorodnyaya andN.A.Kalinina,“Komp'yuternaya algebra ifunktsional'noeprogrammirovaniekakbazovyekomponentynauchnogoinstrumentariya [Computer algebra and functional programming as the basic components of scientific tools],”in Informatsionnyetekhnologii v nauke, obrazovanii, telekommunikatsii, biznese, Crimea, Ukraine, 2000, pp. 81–84(in Russian).
[5] N.A. Kalinina, “Cistemykomp'yuternoialgebrykakneobkhodimayakomponentaobrazovatel'nykhtekhnologii” in Nauchnyiservis v seti Internet, 2002, [Online]. Available:http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&
r=thesisDesc&d=light&id_sec=26&id_thesis=396 (in Russian).
[6] I.E. Lyublinskaya,“TI-NspireTM CAS tekhnologiidlyaizucheniyamatematiki I osnovnykhnauchnykhdistsiplin” [TI-Nspire CAS technology for studying mathematics and basic scientific disciplines],Computer tools in education journal. 2013. no. 1.pp. 15–21.(in Russian).
[7] Wolfram Mathematica: Modern Technical Computing [Online]. Available: http://www.wolfram.com/
[8] MathPartner[Online]. Available: http://mathpar.com/ru/
[9] E.S.Polat and M.Yu.Bukharkina,Novyepedagogicheskieiinformatsionnyetekhnologii v sistemeobrazovaniya[New pedagogical and information technologies in the education system],Moscow, Russia:Izdatel'skiitsentr «Akademiya», 2008 (in Russian)
[10] L.A.Bokov, M.Yu.Kataev, and A.F.Pozdeeva,“Tekhnologiyagruppovogoproektnogoobucheniya v vuzekaksostavlyayushchayametodikipodgotovkiinnovatsionno-aktivnykhspetsialistov” [Technology of group project training in the university as a component of the methodology of training innovative and active specialists],Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya.no. 6, 2013 (in Russian)
[11] Yu.A.Kovalenko and L.L.Nikitina,Proektnayadeyatel'nost' studentov v obrazovatel'nomprotsessevuza [Project activities of students in the educational process of the university]VestnikKazanskogotekhnologicheskogouniversiteta,Vol. 15, no. 20,pp. 229–231,2012 (in Russian)
[12] PRAZE[Online]. Available: http://peerreview.cis.unimelb.edu.au/tools/about-praze/
[13] R.A.Mulder and J.M. Pearce,“PRAZE: Innovating teaching through online peer review,”In ICT: Providing choices for learners and learning. Proceedingsascilite.Singapore, 2007.
[14] S.N.Pozdnyakov and S.V. Rybin,Diskretnayamatematika: uchebnikdlyavuzov[Discrete mathematics: a textbook for high schools], Moscow, Russia: Akademiya, 2008 (in Russian).
[15] L.Bannon and S.Bodker,“Constructing Common Information Spaces,”In4th European Conf. on Computer Supported Cooperative Work (ECSCW’97), Lancaster, UK, 7–11 Sept. 1997, pp. 81–96.
Опубликован
2017-09-19
Как цитировать
Поздняков, С. Н. (2017). Система компьютерной алгебры как педагогическая задача. Компьютерные инструменты в образовании, (2), 25-41. извлечено от http://cte.eltech.ru/ojs/index.php/kio/article/view/1471
Выпуск
Раздел
Алгоритмическая математика и математическое моделирование