Обход опасных участков маршрута как способ повышения безопасности движения (на примере Санкт-Петербурга)

  • Аркадий Михайлович Герштейн Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 13, лит. Б, 199034, Санкт-Петербург, Россия
  • Андрей Николаевич Терехов Санкт-Петербургский государственный университет, Университетский пр., д. 28, Старый Петергоф, 198504, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: транспорт, маршрутизация, относительный риск ДТП, алгоритм Дейкстры, статистическое испытание, Санкт-Петербург.

Аннотация

На примере г. Санкт-Петербурга рассмотрен способ повышения безопасности дорожного движения, заключающийся в построении маршрута, обходящего препятствия, выявленные на дорожной карте (графе). Препятствиями служат ребра дорожного графа, содержащие статистически достоверно большое число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Для проверки эффективности маршрутизации используется показатель — относительный риск ДТП, равный отношению числа ДТП вдоль маршрута, учитывающего препятствия, к числу ДТП, подсчитанных вдоль исходного, построенного без учета препятствий маршрута. Показано, что обход препятствий позволяет снизить относительный риск ДТП на 14,5–36 % (в зависимости от длины исходного маршрута) за счет увеличения средней длины маршрута на 8–10 % и увеличения среднего числа проходимых вершин дорожного графа на 3–12 %. 

Биографии авторов

Аркадий Михайлович Герштейн, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 13, лит. Б, 199034, Санкт-Петербург, Россия

Аспирант математико-механического факультета СПбГУ, ArkadyGer@gmail.com

Андрей Николаевич Терехов, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетский пр., д. 28, Старый Петергоф, 198504, Санкт-Петербург, Россия

Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой системного программирования математико-механического факультета СПбГУ, a.terekhov@spbu.ru

Литература

A. M. Gershteyn and A. N. Terekhov, “A Simple Way to Improve Road Safety by Avoiding Dangerous Sections of the Route,” Programmnaya Ingeneria, vol. 14, no. 3, pp. 103–109, 2023 (in Russian); doi:10.17587/prin.14.103-109

E. W. Dijkstra, “A note on two problems in connexion with graphs,” Numerische Mathematik, vol. 1, no. 1, pp. 269–271, 1959; doi:10.1007/BF01386390

R. Bellman, “On a Routing Problem,” Quarterly of Applied Mathematics, vol. 16, no. 1, pp. 87–90, 1958; doi:10.1090/qam/102435

OSMF, “OpenStreetMap,” in openstreetmap.org, 2023. [Online]. Available: https://www.openstreetmap.org

G. Boeing, “OSMnx: New Methods for Acquiring, Constructing, Analyzing, and Visualizing Complex Street Networks,” Computers, Environment and Urban Systems, vol. 65, pp. 126–139, 2017; doi:10.1016/j.compenvurbsys.2017.05.004

QGIS, “A Free and Open Source Geographic Information System,” in www.qgis.org, 2023. [Online]. Available: https://www.qgis.org/en/site/

Main Directorate for Traffic Safety of Russia, “Information about indicators of the state of road safety,” in gibdd.ru, 2023. [Online]. Available: http://stat.gibdd.ru/

Опубликован
2023-03-28
Как цитировать
Герштейн, А. М., & Терехов, А. Н. (2023). Обход опасных участков маршрута как способ повышения безопасности движения (на примере Санкт-Петербурга). Компьютерные инструменты в образовании, (1), 30-39. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2023-1-30-39
Выпуск
Раздел
Алгоритмическая математика и математическое моделирование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)