Анализ понимания материала теоретической информатики на примере конкурсов и олимпиад по информатике
Аннотация
Конкурсы и конференции следует рассматривать не только как способ сравнения уровней подготовки участников по предмету конкурса или олимпиады. Их можно рассматривать как иной способ организации умственной деятельности участников. Различные типы задач инициируют различные виды интеллектуальной деятельности у учеников, олимпиадные и конкурсные задачи отличаются от “школьных” нестандартностью, сочетанием доступности формулировки и неочевидностью решения, возможностью различных подходов к решению задачи. В то же время, разнообразие конкурсов и олимпиад ставит задачу их изучения и классификации с точки зрения поддержки различных стилей мышления. В данной работе будет сделан анализ конкурсов и олимпиад по информатике, направленный на выявление аспектов интеллектуальной деятельности ученика, оценка которых традиционными <<школьными>> средствами проверки недостаточно информативна, в то время как организация и отслеживание внеурочной деятельности позволяет лучше оценить развитие интеллектуальных механизмов ученика без применения тестовых технологий. Олимпиада по Дискретной Математике и Теоретической Информатике находится на стыке двух наук. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются организаторы соревнований по математике и информатике и демонстрируются некоторые способы их решения на примере указанной олимпиады. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01130). С. 55-67 (на англ.).
Литература
Order of ministry of education and science of Russian Federation at 30.08.2017 No866 “Of setting the list of Olympiads of schoolchildren for 2017/18 school year. URL: https://rg.ru/2017/09/27/minobrnauki866-dok.html (in Russian).
Okulov S. M.: Informatics. Schoolchildren intellect development. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge (2005) (in Russian).
Anisimova S. A.: Discoveries are made due to the talent of singles! Scienti1c and methodical electronic magazine “Concept” (2013) (in Russian).
Tseitin G. S.: HEXPLORE. Computer Tools in Education vol. 6, pp. 84–87 (1998) (in Russian).
Van der Wegt W.: Bridging the Gap Between Bebras and Olympiad: Experiences from the Netherlands. Olympiads in Informatics, Vol. 10, pp. 223–230 (2016).
Dagene V., Stupuriene G.: Bebras – a Sustainable Community Building Model for the Concept Based Learning of Informatics and Computational Thinking Informatics in Education, vol. 15, no. 1, pp. 25–44 (2016).
Pozdniakov S. N., Posov I. A. Puhkov A.V., Tsvetova I.V.: Science Popularization by Organizing Training Activities Within the Electronic Game Laboratories. International Journal of Digital Literacy and Digital Competence, 3(1). January-March. pp. 17–31 (2012).
Maytarattanakon A., Posov I. A.: Automation of distance contests based on research problems in mathematics and informatics. Computer Tools in Education, vol. 6, 45–51 (2014) (in Russian).
Wing, J. M. Computational thinking. Commun. ACM 49, 33–35. (2006).
Wing, J. M. Computational thinking and thinking about computing. Philosophical Transactions of the Royal Society A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences. 366 (1881): 3717. (2008).
Papert S.: Mindstorms: Children, Computers, and Powerful Ideas. Basic Books, Inc., Publishers / New York (1980).
Pozdniakov, S., Gaisina, S.: New trend in Russian informatics curricula: integration of math and informatics. Local proceedings of the 7th International Conference on Informatics in Schools: Situation, Evolution and Perspectives, p. 91-100 (2014).
Akimushkin V. A., Pozdniakov S. N., Chukhnov A. S.: Constructive Problems in the Structure of the Olympiad in Discrete Mathematics and Theoretical Informatics Olympiads in Informatics, Vol. 11, pp. 3–18 (2017).
Baker E., Dickieson J., Wulfeck W., O’Neil H.: Assessment of Problem Solving Using Simulations 1st Edition Rutledge (2016).
Fan-Ray Kuo, Nian-Shing Chen, Gwo-Jen Hwang: A creative thinking approach to enhancing the webbased problem solving performance of university students Computers and Education, vol. 72, pp. 220-230 (2014).
Материал публикуется под лицензией: